Позвоните Нам: 8 (916) 566-68-76
Вернуться к списку статей

Афатиниб увеличивает продолжительность жизни больных немелкоклеточным раком легкого с мутацией EGFR: результаты объединенного анализа исследований

Афатиниб увеличивает продолжительность жизни больных немелкоклеточным раком легкого с мутацией EGFR: результаты объединенного анализа исследований
Больные немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ) с наличием мутации в рецепторе эпидермального фактора роста (EGFR) обладают высокой чувствительностью к ингибиторам тирозинкиназы, как то гефитиниб, эрлотиниб и афатиниб. Проведенные рандомизированные исследования в этой селективной группе НМРЛ продемонстрировали более высокую частоту объективных эффектов и лучшее время до прогрессирования при назначении гефатиниба или эрлотиниба в сравнении с платино-содержащими комбинациями в первой линии. При этом отмечалось увеличение общей выживаемости в сравнении с историческим контролем при ее примерно одинаковой медиане для обеих групп. Почему существенный выигрыш во времени до прогрессирования при назначении ингибиторов тирозинкиназы не дает преимущества в общей выживаемости перед химиотерапией, объясняется назначением ингибиторов во второй линии у больных, получавших химиотерапию в первой.
Афатиниб является представителем второго поколения необратимых ингибиторов тирозинкиназы всего семейства рецепторов EGFR (EGFR или ERBB1, HER2, ERBB3 и 4). Афатиниб также прошел проверку в первой линии системной терапии НМРЛ с наличием мутации EGFR сравнении с химиотерапией. В исследовании LUX-Lung 3 афатиниб сравнивали с комбинацией пеметрексед-цисплатин, а в исследовании LUX-Lung 6 с комбинацией гемцитабин-цисплатин. В обоих исследованиях было показано преимущество афатиниба с точки зрения объективного эффекта и продолжительности времени до прогрессирования.
В исследования включались больные аденокарциномой IIIB (c наличием опухолевого плеврита) и IV стадий, ранее не получавшие системной терапии по поводу метастатической болезни с наличием мутации EGFR, которые в соотношении 2:1 рандомизировались в группу афатиниба или химиотерапии. Стратификация проводилась в зависимости от типа мутации и расовой принадлежности. Афатиниб принимался внутрь в дозе 40 мг ежедневно постоянно до признаков прогрессирования или непереносимой токсичности. Химиотерапия назначалась в стандартных дозах каждые 3 недели 6 курсов. В этих исследованиях основным критерием эффективности было время до прогрессирования, дополнительными – частота объективного эффекта, общая продолжительность жизни и токсичность. Оба исследования планировались исходя из предположения, что афатиниб в сравнении с химиотерапией увеличит время до прогрессирования с 7 до 11 месяцев. Исходя из сходного дизайна исследования, одинаковых критериев включения и исключения было решено объединить эти два исследования для оценки общей продолжительности жизни и влияния различных мутаций на результаты лечения.
Основными побочными эффектами 3-4 степени в исследовании в обоих исследованиях при назначении афатиниба были кожная сыпь, диарея и паронихий, при назначении химиотерапии нейтропения, тошнота и рвота, слабость.
Таким образом, объединенный анализ двух проведенных исследований достоверно доказывает увеличение общей выживаемости при проведении первой линии по сравнению с химиотерапией у больных аденокарциномой легкого с наличием делеции в 19 кодоне EGFR. При этом у больных с другой классической мутацией Leu858Arg лечение афатинибом в первой линии не дает выигрыша по сравнению с химиотерапией, несмотря на более высокую частоту объективного эффекта и увеличение времени до прогрессирования. Поэтому для этой группы больных предпочтительным является использование химиотерапии в первой линии, а ингибиторов тирозинкиназы – во второй. Более высокая эффективность ингибиторов тирозинкиназы у больных с делецией в 19 кодоне была описана и для других препаратов, но только при афатинибе было показано увеличение жизни.